Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста

Физкультурой с малышами занимаются многие мамы, при этом не все знают, что важны не только упражнения для мышц, но и гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста.

Природа создала органы зрения для того, чтобы смотреть вдаль, но современная жизнь заставляет их выполнять несвойственные функции: разглядывать мелкие символы и предметы, часами смотреть на монитор компьютера.

Неудивительно, что очень много людей страдает близорукостью и другими подобными проблемами. Чтобы глаза могли без ущерба для своих функций переносить высокие нагрузки, их нужно тренировать.

Значение глазной гимнастики

Мышцы органов зрения не только двигают глазные яблоки – они изменяют кривизну хрусталика, способствуют хорошему движению крови по сосудам.

Специальные упражнения снимают утомление глаз, подготавливают их к усиленной работе в школьные годы.

При правильно подобранном комплексе можно остановить офтальмологические заболевания в начальной стадии и даже добиться полного восстановления функций.

Упражнения помогут глазам отдохнуть, снимут спазмы. Если вы оставили малыша без внимания, а через некоторое время застали его с красными уставшими глазами уткнувшимся в электронную игру, срочно сделайте с ним несколько упражнений. Конечно, через некоторое время мышцы расслабятся и сами, но лучше не подвергать их дополнительному напряжению.

Совет

Успокоить раздражения органов зрения также хорошо помогают компрессы из ватных шариков, пропитанных свежезаваренным чаем.

Зрительная гимнастика не только укрепит мышцы глаз дошкольника. Она поможет ему понять, как важно беречь зрение. Рассказывайте ребенку, что человек, который плохо видит, не сможет стать летчиком или космонавтом, ему запрещены многие виды спорта.

Чтобы ребенок оценил этот дар природы, наденьте ему повязку из полупрозрачной ткани или очки с дымчатыми стеклами.

Хочет ли он всю жизнь провести в таком размытом, расплывчатом мире? Если нет, то должен заботиться о своих глазках, беречь и тренировать их.

Как развиваются органы зрения?

Глаза младенца отличаются от органов зрения взрослого человека не только размерами. Многие мамы замечали, что зрачок новорожденных не имеет четких контуров, его границы размыты.

Такие мутные глаза бывают не у всех, некоторые дети рождаются с четким разделением зрачка и радужной оболочки.

Поскольку система защиты от света работает еще не в полную силу, младенцы в основном держат глаза закрытыми, щурятся в солнечный день или в комнате, освещенной яркими лампами.

Совет

Чтобы не напрягать зрение новорожденных, первое время создайте в комнате полумрак: днем задергивайте шторы, а в темное время занавешивайте лампы плотным абажуром.

Хрусталик младенца еще не способен менять кривизну при рассматривании ближних и дальних предметов. Близкие предметы он еще может рассмотреть, а все, что находится дальше 30 см, представляется ему в виде неясных контуров. Даже если бы он смог рассмотреть свое окружение, узнавать объекты малыш бы не сумел.

Участки мозга, контролирующие зрение, начинают работать ближе к 3 месяцам. Нет согласованности и между мышцами, управляющими движением глазных яблок. На фотографиях грудничков иногда можно заметить, как один глаз смотрит прямо, а другой ушел в сторону.

Такие явления не считаются патологией до 6 месяцев, но после полугода зрачки должны двигаться синхронно.

Полностью зрительная система формируется только к 12 годам. До этого возраста идет развитие органов зрения, и они очень уязвимы. Некоторые родители пытаются приучить детей к чтению чуть ли не с пеленок.

Ничем хорошим такая спешка не кончится:  цилиарная мышца, которая, меняя кривизну хрусталика, отвечает за аккомодацию (фокусировку зрения), еще не развита. Поэтому хрусталику длительное время фокусироваться на мелких символах (картинках) вредно.

Также дошкольникам вредно смотреть  мультфильмы с экранов телефона (или других экранов маленького размера).

Важно!

Формирование органов зрения нельзя оставлять без контроля, нарушения могут возникнуть на любом этапе. Регулярно проходите осмотры у офтальмолога, чтобы вовремя заметить возникшую проблему и устранить ее.

Как правильно проводить занятия?

Ни в коем случае не заставляйте малыша делать гимнастику для органов зрения, не пугайте, что без упражнений он перестанет видеть.

Предложите ребенку поиграть в интересную игру, которая очень обрадует его глазки. Планируйте занятия так, чтобы они не наскучили непоседливому сорванцу.

Для начала проводите гимнастику трижды в день минут по 5, а потом отпустите ребенка погулять, порезвиться.

Начинать занятия можно с детьми раннего возраста, около 3 лет. Предварительно желательно проконсультироваться с офтальмологом, обсудить методику, которую собираетесь применить, получить советы. Если в семье плохая наследственность или у ребенка были замечены какие-либо отклонения от нормального зрения, любые процедуры можно проводить только по рекомендации специалиста.

Объясните малышу, что бегать будут только глазки, головой двигать нельзя. Если заметите, что ребенок вертит шеей, первое время придержите его затылок. Офтальмологи рекомендуют следующие упражнения.

  • Закрепите в разных углах потолка 3 больших круга разных цветов. Ребенку нужно по очереди внимательно рассмотреть каждый кружок. На один предмет отводится примерно 10 секунд.
  • Предложите малышу 4 раза посмотреть сначала вверх и вниз, затем направо и налево.
  • Ребенку нужно сильно зажмуриться, медленно сосчитать до 10, а потом открыть глаза.
  • Покажите малышу циферблат часов со стрелками. Пусть он представит, что цифры нарисованы на потолке, а его глазки, как стрелки, должны обойти все числа по кругу.
  • Наклейте или нарисуйте на оконном стекле яркий кружок. Подойдите к окну, покажите дошкольнику предмет, который находится очень далеко от вас. Он должен поочередно рассматривать то один, то другой объект.

Когда ребенок хорошо освоит все упражнения, комплекс можно усложнить. Вы командуете, на какой кружок посмотреть, вправо или влево, вверх или вниз. Потом предложите, глядя в одну точку, «нарисовать» носом в воздухе кружок, квадрат, букву или цифру. Когда упражнение будет хорошо получаться, скажите дошкольнику самостоятельно изобразить какую-нибудь фигуру, а вы должны ее угадать.

При прогулках предложите ребенку, закрывая по очереди то правый, то левый глаз, следить за машиной, собачкой или другими движущимися объектами. Возьмите с собой мячик и учите малыша бросать его в цель, это упражнение полезно и для зрения, и для развития координации движений.

Вариантов для занятий на улице очень много:

  • «обрисовать» глазами по контуру крупный предмет;
  • не поворачивая головы, назвать все, что смогли увидеть глаза;
  • найти и описать самый дальний и самый ближний предмет.

Сколько времени можно смотреть телевизор?

Иногда уже у дошкольников врачи замечают снижение остроты зрения. Винить в этом только телевизоры, планшеты и компьютеры не совсем правильно. Конечно, свою немалую лепту они вносят, но есть и другие причины.

Посоветуйтесь с офтальмологом, он определит, что послужило поводом плохой работы органов зрения:

  • наследственность;
  • недостаток витаминов A, B, D, а также железа и цинка;
  • сильная нагрузка на глаза;
  • заболевания позвоночника;
  • малая подвижность, из-за которой ткани глаз плохо насыщаются кислородом.
  • врожденные патологии.

Если ребенок увлечен рукоделием, лепкой, чтением или другими занятиями, вызывающими напряжение глаз, правильно оборудуйте его рабочее место. Установите лампу на кронштейне, позволяющую направить свет на область работы.

Смотрите, чтобы малыш не горбился, не наклонялся к изделию и не подносил его близко к глазам.

Если он жалуется, что на большом расстоянии не может рассмотреть все детали, сходите в офтальмологический кабинет и проверьте зрение ребенка.

Совет

При покупке книг для детей дошкольного возраста проверьте, чтобы шрифт был крупным, ярким и четким. Рассматривать серые буквы газетного формата вредно даже взрослому, а у малыша такое занятие может привести к снижению зрения из-за сильного перенапряжения глаз.

Чем позже ребенок обратит внимание на экраны различных гаджетов, тем лучше и для глаз, и для мышц, и для осанки. Хорошо, если вы сможете уберечь ребенка от телевизора и компьютера до 5 лет, но в современной жизни такое удается очень редко.

В любом случае выделите в режиме дня ограниченное время для телепередач и электронных игр. Первые просмотры не должны занимать больше 15 минут в день, ближе к школьному возрасту время можно увеличить до получаса.

Если заметили, что у ребенка слезятся глаза, он трет их или прищуривается, выключите монитор и предложите посмотреть в окно на отдаленные предметы или сделать глазную гимнастику.

Занятия по методике Аветисова

Существуют разные методики тренировки органов зрения. Разобраться в их тонкостях и различиях далеким от медицины родителям бывает очень сложно. Лучше не надеяться на собственную интуицию, а проконсультироваться с офтальмологом.

Если он порекомендует пройти первые занятия в поликлинике, не отказывайтесь. Специалисты объяснят, как правильно делать упражнения, ответят на возникшие вопросы. Перед походом к врачу узнайте, какие занятия проводятся в детском учреждении.

Вы можете выбрать любой комплекс гимнастики, но никогда не смешивайте разные системы в одну кучу.

Выхватывая по несколько упражнений из каждой методики, можно перенапрячь одни мышцы и оставить без внимания другие. Многим родителям нравится заниматься с детьми по Аветисову.

В его гимнастике основной упор делается на тренировку глазных мышц, отзывы свидетельствуют о положительных результатах таких процедур.

Методика несложная, не требует ни предварительной подготовки, ни специального оборудования. Заниматься можно в любое время и в любом месте.

На первых занятиях нужно выполнять все упражнения медленно в указанном порядке по 3-4 раза. Когда ребенок освоит комплекс, можно ускорить движения глаз и увеличить количество повторов.

Таким способом постепенно увеличивается нагрузка на органы зрения, их мышцы становятся сильнее.

Комплекс упражнений детской гимнастики состоит из 7 основных частей.

  1. Вдох – смотрим на переносицу, выдох – глаза вернулись в прежнее положение.
  2. Повторить первое упражнение, направляя взгляд на кончик носа.
  3. На вдохе поверните глаза вправо, на выдохе смотрите прямо.
  4. Повторите в левую сторону.
  5. На вдохе посмотрите в левый верхний угол, на выдохе исходное положение.
  6. Теперь так же смотрите в правый нижний угол.
  7. Вдохните и сделайте глазами полукруг снизу вверх. Повторяйте в обе стороны.
Читайте также:  Как улучшить зрение, восстановить на 100% путем коррекции зрения?

Решить, есть ли у дошкольника противопоказания к определенным упражнениям, может только офтальмолог после осмотра. Если никаких ограничений нет, а ребенок начал жаловаться на боль или резь в глазах, слезы или другие негативные явления, уменьшите скорость выполнения и количество повторов. Если и эти меры не помогают, еще раз обратитесь к врачу для выяснения причины.

Испортить зрение в детском возрасте легко, а вот восстановить потом  его будет очень сложно, а иногда и невозможно. Гимнастика для глаз – хорошая профилактическая мера, но это не панацея.

Ограничивайте время напряженной зрительной работы, кормите ребенка пищей, богатой витаминами и микроэлементами. Не забывайте про двигательную активность, чтобы кровь активно текла по всем тканям, снабжая их кислородом.

Только комплексный подход поможет сохранить глаза здоровыми.

Детская гимнастика для глаз — лучшие комплексы упражнений

Повышенная зрительная нагрузка приводит к ухудшению зрения ребенка. Компьютерные игры и гаджеты, занятия в школе, чтение, выполнение домашних заданий – все это требует напряженной работы глаз, ведущей к усталости. Это чревато дискомфортом, головными болями и возникновением различных нарушений зрения.

Регулярное выполнение упражнений для глаз позволяют минимизировать вред и обеспечивают эффективную профилактику снижения остроты зрения, вызванного перенапряжением. При этом нужно понимать, что никакая гимнастика не поможет вылечить зрительные нарушения, например, близорукость.

При выборе гимнастики для глаз многое зависит от возраста ребенка. Одни комплексы – очень простые, они подходят малышам.

Однако родители должны заниматься с маленькими детьми, объяснять им, что и как делать, показывать на собственном примере и следить за тем, чтобы ребенок выполнял упражнения правильно.

Другие комплексы – несколько сложнее, они рассчитаны на детей постарше, способных самостоятельно разобраться в том, как выполнять зарядку для глаз.

Важное уточнение: перед выполнением гимнастики рекомендуется пройти с ребенком консультацию офтальмолога. Врач исключит возможные противопоказания и даст дополнительные рекомендации.

Запиши ребенка на прием к врачу

  • Содержание
  • В этом возрасте ребенок, как правило, еще не способен долго концентрироваться на одном занятии. Это значит, что:
  • продолжительность гимнастики не должна быть большой – лучше выполнять упражнения примерно 3 раза в день в течение 1-2 минут;
  • занятия необходимо проводить в игровой форме, и это стоит делать, когда малыш в хорошем настроении, ему комфортно, он не капризничает.

Первое упражнение, которое называется «Жмурки», помогает укрепить мышцы глаз:

  • попросите ребенка зажмуриться;
  • досчитайте до трех;
  • теперь скажите малышу, чтобы он открыл глаза.

В данном случае важно, чтобы маленький ребенок научился сначала напрягать глаза, а затем расслаблять их. Первое время можно предложить ему наблюдать за вами и сначала самому зажмуриться, немного посидеть с закрытыми глазами, а затем открыть их, чтобы малышу проще было понять, что вы от него хотите.

Второе упражнение – «Крылья бабочки». Оно нацелено на улучшение циркуляции крови в глазах.

Пусть ребенок представит, что его ресницы – это крылья бабочки. Чтобы бабочка летала, она должна быстро-быстро махать своими крылышками, то есть ребенок должен интенсивно моргать. Пусть один «полет» продолжается в течение 10 секунд, затем позвольте глазам 5-10 секунд отдохнуть и повторите упражнение еще один-два раза.

И третье упражнение, которое подойдет детям этого возраста, – «Стишки-потешки». Оно дает возможность снять напряжение с глаз и укрепить глазные мышцы.

Вы рассказываете стихи, а ребенок при этом должен выполнять движения глазами, соответствующие тому, что вы произносите. При выполнении этого упражнения также нужно сначала показать все на собственном примере, чтобы малыш понимал, что ему надо делать.

  1. Можно взять, например, такие стихи:
  2. Вот стоит большая елка –
  3. Вот такой высоты (малыш поднимает глаза вверх, словно пытается рассмотреть макушку елки)
  4. У нее большие ветки –
  5. Вот такой ширины (малыш смотрит слева направо, словно оценивая ширину воображаемой елки)
  6. Есть на елке даже шишки (малыш смотрит вверх, ищет взглядом воображаемые шишки),
  7. А внизу – берлога мишки (малыш смотрит вниз),
  8. Зиму спит там косолапый (ребенок зажмуривает глаза, изображая спящего мишку, потом моргает несколько раз и вновь зажмуривается)
  9. И сосет в берлоге лапу.

При выполнении этого упражнения надо следить за тем, чтобы ребенок двигал именно глазами, а не головой. При необходимости аккуратно поправьте его и еще раз объясните, что нужно делать.

Гимнастика для глаз для детей в возрасте 5-6 лет

Хотя ребенок становится старше, игровая форма упражнений пока остается предпочтительной. Зато теперь малыш лучше понимает, что вы от него хотите, и может сконцентрироваться на поставленной перед ним задаче, поэтому длительность занятий можно увеличить до 5-7 минут.

Проводите зарядку для глаз в игровой форме, чтобы ребенок не заскучал и больше старался

Первое упражнение из комплекса называется «Разминка». Оно отлично помогает снять напряжение с органов зрения. Как и в предыдущем комплексе, здесь стоит использовать какие-либо стихи. Ребенок будет в соответствии с их ритмом и содержанием выполнять определенные движения глазами, например:

  • Спал цветок (ребенок закрывает глаза, расслабляется)
  • И вдруг проснулся (ребенок открывает глаза, массирует веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее),
  • Больше спать не захотел (на этой строчке надо часто поморгать глазами),
  • Встрепенулся, потянулся (руки поднять вверх и сделать вдох, затем посмотреть на руки, развести их в стороны и сделать выдох),
  • Взвился вверх и полетел (нужно потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Второе упражнение – «Урок геометрии». Для него нужно заранее подготовить «учебный материал». Вам понадобятся:

  • изображения основных геометрических фигур – можно обойтись кругом, квадратом и треугольником;
  • указка или предмет, который можно использовать вместо нее.

Само упражнение выполняется следующим образом:

  • разместите изображения геометрических фигур на стене, дверце шкафа, доске для занятий;
  • указкой показывайте углы, обводите контуры;
  • при этом ребенку нужно взглядом следить за кончиком указки, не двигая головой.

«Урок геометрии» способствует стимуляции кровообращения в глазах, развивает и укрепляет глазные мышцы.

Еще одно упражнение – «Рисование глазами». Оно помогает укрепить глазные мышцы, а заодно и способствует развитию творческих способностей. Предложите ребенку нарисовать что-нибудь в воздухе, используя для этого не карандаш, не кисточку и краски, а собственный взгляд. Это может быть домик или человек, собачка или дерево, все зависит лишь от фантазии – его и вашей.

Главное, чтобы ребенок при этом двигал глазами в разные стороны. Вы можете подать ему пример, изображая движениями глаз несложный рисунок, геометрическую фигуру или букву.

Желательно выполнять все эти упражнения в комплексе, чтобы зарядка выглядела более разнообразной и не вызывала у ребенка скуку. Их последовательность можно менять.

Гимнастика для глаз для детей школьного возраста

Дети взрослеют, становятся более серьезными и ответственными, поэтому проблем с концентрацией возникнуть уже не должно, а вам теперь легче объяснять, что и как нужно делать. С другой стороны, и занятия под стишки-потешки в этом возрасте могут им не нравиться, так что необходимо использовать другие упражнения.

Именно родители должны приучать ребенка к упражнениям и уходу за зрением

Первое – «Домик из ладошек». Оно поможет улучшить кровообращение в глазах и станет хорошей разминкой перед следующими упражнениями:

  1. Предложите ребенку сложить ладони, перекрестив пальцы, чтобы у него получился «домик».
  2. Этот «домик» нужно установить над переносицей так, чтобы скрещенные пальцы касались лба, а глаза оказались прикрыты ладонями. К глазам при этом должно проникать как можно меньше света.
  3. Теперь нужно моргать, двигать глазами влево-вправо и «рисовать» ими цифры, буквы, несложные геометрические фигуры.

Делать это упражнение нужно в течение одной-двух минут. «Домик из ладошек» можно использовать в качестве перерыва во время чтения, просмотра телевизора или работы за компьютером.

Следующее упражнение, «Воображаемая картина», подходит и детям школьного возраста, и взрослым. Оно помогает улучшить аккомодацию, то есть способность четко воспринимать предметы, которые находятся на разном расстоянии от глаз, а также способствует развитию фантазии.

К выполнению упражнения нужно подготовиться заранее. Нарисуйте с ребенком картину, на которой изображено много деталей, например, морской берег со скалами и маяком на них, птицами над волнами, плывущим вдали корабликом.

  1. Закрепите картину на стене, дверце шкафа или доске для занятий.
  2. Пусть ребенок всматривается в картинку, рассматривает детали.
  3. Спросите, что бы он хотел добавить на рисунок, попросите, не прикасаясь к картине руками, рассказать, где могло бы появиться то, что он предложил. Если у него нет собственных идей, предложите что-нибудь свое и попросите развить эту мысль.

Через некоторое время можно попробовать делать то же самое, но уже без рисунка. Пусть морской берег на стене будет полностью воображаемым.

Оптимальное время выполнения этого упражнения – 5-7 минут. Но если вы чувствуете, что ребенок заскучал, можно остановиться и раньше.

Упражнение «Рисование носом» предполагает, что школьник будет рисовать воображаемые рисунки, используя не взгляд, как это было в предыдущем комплексе, а кончик своего носа. Делать это можно и стоя, и сидя, и даже лежа, но лучше занять сидячее положение. Можно при этом закрыть глаза.

В данном случае важно снять напряжение не только с глаз, но и с мышц шеи. Если долго сидеть за партой или перед телевизором, кровоток в области шеи ухудшается, а это ведет к ухудшению кровоснабжения глаз. Упражнение «Рисование носом» позволяет предотвратить эти неприятные последствия.

Подведем итоги

Гимнастику для глаз с детьми нужно делать регулярно, только в этом случае она будет по-настоящему эффективной. Если малыш на протяжении нескольких лет занимается такой гимнастикой, ему проще будет продолжать ее делать после поступления в школу. Он также легче перенесет увеличившуюся нагрузку на глаза за счет хорошей подготовки глазных мышц.

Читайте также:  Нужно ли постоянно носить очки при дальнозоркости? Подбор очков

Чем меньше возраст ребенка, тем важнее в гимнастике роль родителей. Им нужно напоминать о необходимости делать упражнения, мотивировать, показывать пример. Если малыш не понимает, зачем нужна такая гимнастика, надо как-то заинтересовать его – в легкой игровой форме. Например, если ему нравятся супергерои, можно рассказать, что супергероем не стать без хорошего зрения.

Обязательно консультируйтесь с офтальмологом. Близорукость высокой степени, повышенное глазное давление, воспалительные заболевания глаз – все перечисленное является противопоказаниями для выполнения упражнений.

Поэтому специалист расскажет, в течение какого времени стоит воздержаться от гимнастики, а также поможет выбрать зарядку для глаз, которая будет особенно эффективна для вашего ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.

Запиши ребенка на прием к врачу

Картотека "Гимнастика для глаз" для дошкольников

  • КАРТОТЕКА
  • ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
  • 1. «Яблоко»
  • (профилактика нарушений зрения)
  • Нарисуем яблоко круглое и сладкое.
  • И большое-пребольшое, очень вкусное такое.
  • Нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  • 2. «Арбуз»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Вот какой у нас арбуз:
  • Несмышлёный карапуз.
  • Вдаль покатился – на место воротился.
  • Снова покатился – домой не воротился.
  • Перемещение взгляда с дальней точки на ближнюю.
  • Влево покатился,вправо покатился
  • Медленные движения глазами влево, затем вправо.
  • Покатился и…разбился.
  • Зажмуривание глаз.
  • 3. «Собачка»
  • (снятие зрительного утомления)
  • Собачка бежит вправо, собачка бежит влево.
  • Дети делают медленные движения глазами вправо, а затем влево, не поворачивая головы, с ориентиром на зрительные метки, например, на деревянную палочку с «собачкой» на конце.
  • И снова это делает она очень умело.
  • Повторяют те же движения.
  • Собачка к носу движется, а потом обратно.
  • На неё смотреть нам очень приятно!
  • Переводят взгляд с дальней точки на ближнюю и наоборот.
  • 4. «Щенок»
  • (тренировка глазных мышц)
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони.
  • А щенок не лает, глазки закрывает.
  • Закрыв глаза, поглаживать веки.
  • 5. «Белка»
  • (укрепление внутренней мышцы глаза)
  • Белка прыгает по веткам,
  • Гриб несёт бельчатам-деткам.
  • Взгляд смещать по диагонали влево – вниз – прямо, вправо – вверх – прямо, вправо – вниз – прямо, влево – вверх – прямо и постепенно увеличивать задержки в отведённом положении, дыхание произвольное.
  • 6. «Волчище»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Что, волчище, рыщешь?
  • Что ты, серый, ищешь?
  • Движения глазного яблока влево – пауза – затем вправо.
  • Я поужинать хочу – волчью ягоду ищу.
  • Круговые движения глаз почасовой и против часовой стрелки, не поворачивая головы.
  • 7. «Лиса»
  • (снятие зрительного напряжения)
  • Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза.
  • Крепко зажмурить и открыть глаза.
  • Смотрит хитрая лисица,
  • Ищет, чем бы поживиться.
  • Медленно прослеживать взглядом вправо, затем – влево за движущимся предметом – лисой, не поворачивая головы.
  • Пошла лиска на базар, посмотрела на товар.
  • Взгляд направлен вниз, затем – вверх.
  • Себе купила сайку, лисятам – балалайку.
  • Самомассаж века путём лёгкого надавливания на него тремя пальцами.
  • 8. «Сова и лиса»
  • (восстановление зрения)
  • На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса.
  • Медленно перемещают взгляд вверх – вниз, не поворачивая головы.
  • На сосне сова осталась,
  • Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке.
  • Под сосной лисы не стало.
  • То же против часовой стрелки.
  • Можно использовать зрительные тренажёры для фиксации взгляда.
  • 9. «Кукушка»
  • (укрепление глазных мышц)

Дети вытягивают вперёд правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце. Это«кукушка».

  1. Летела кукушка мимо сада,
  2. Поклевала всю рассаду
  3. Медленное движение взглядом влево – вправо, не поворачивая головы.
  4. И кричала: «Ку-ку-мак,
  5. Раскрывай один кулак!»
  6. Прослеживают движения пальца вверх-вниз.
  7. Ты, кукушка, не кричи, а немножко помолчи.
  8. Закрывают глаза ладонями.
  9. 10. «Совушка-сова»
  10. (профилактика нарушений зрения)
  11. Совушка-сова, большая голова.
  12. Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.
  13. Маленькие ножки, а глаза как плошки.
  14. Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.
  15. Днём спит,
  16. Закрывать глаза.
  17. Ночью глядит:
  18. Открывать глаза.
  19. Луп – луп – луп, луп – луп – луп…
  20. Широко открывать глаза.
  21. 11. «Мотылёк»
  22. (профилактика зрительного утомления)
  23. Вот летает мотылёк,

Крылышками порх! порх!

  • Быстро и легко моргать глазами.
  • Он летит на огонёк.
  • Остановиться, посмотреть на ближнюю точку – «огонёк».
  • Поскорей улетай, свои крылышки спасай!
  • Моргать глазами быстрее.
  • Улетел…
  • Посмотреть на дальнюю точку вслед улетающему мотыльку.
  • 12. «Бабочка»
  • (укрепление мышц глаз)
  • Над цветком цветок летает
  • И порхает, и порхает…

Дети прослеживают взглядом без поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с использованием зрительного тренажёра. Траекторию, по которой должен двигаться взгляд, показывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочка останавливается, и глаза отдыхают. По форме траектория движения может быть разной.

13. «Пчела»

(укрепление глазных мышц)

Эй, пчела! Где ты была?

  1. Дети смотрят на пчелу на палочке.
  2. Тут и там.
  3. Дети медленно переводят взгляд влево, затем вправо за пчелой, не поворачивая головы.

Где летала? – По лугам.

Смотрят вверх, а потом вниз.

Что ребятам принесла?

Мёд! – ответила пчела.

  • Массируют веки, надавливая слегка пальцами.
  • 14. «Кит»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Кит плывёт как большой пароход.
  • Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.
  • Влево плывёт,вправо плывёт
  • Движения глазами влево – вправо.
  • А потом…как нырнёт!
  • Закрыть глаза и зажмурить их.
  • 15. «Ерши-малыши»
  • (профилактика нарушений зрения)

Дети «путешествуют» по зрительному тренажёру. Это может быть рисунок речных кругов, разных по размеру, в которых плавают рыбы. Или просто схемы-круги со стрелками, изображающими направление движения взгляда.

  1. На реке – камыши. Расплясались там ерши:
  2. Круг – постарше,
  3. Медленное вращение глазами по большому кругу по часовой (против часовой) стрелке, не поворачивая головы.
  4. Круг – помладше,
  5. Аналогичное движение глазами по кругу меньшего размера.
  6. Круг – совсем малыши!
  7. Такое же движение по самому маленькому кругу.
  8. Круги могут находиться на ближнем и дальнем расстоянии друг от друга, и тогда дети переводят взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.
  9. 16. «Ёлочка»
  10. (нормализация здорового зрения)
  11. Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка.
  12. Медленные движения глазами вверх – вниз, не поворачивая головы, за ёлочкой на деревянной палочке.
  13. С буйным ветром спорится,
  14. Отвести тренажёр вдаль и посмотреть на ёлочку.
  15. Дотронься – уколется.
  16. Перевести взгляд на ближнюю точку – к носу.
  17. Ой!
  18. Зажмурить глаза.
  19. 17. «Анютины глазки»
  20. (тренировка силы мышц глаз)
  21. Анютины глазки зажмурили глазки.
  22. (Слегка зажмуриться.)
  23. Анютины глазки открылись, как в сказке.

(Широко открыть глаза).Повторить несколько раз.

  • 18. «Гриб»
  • (снятие зрительного напряжения)
  • Шляпка, шляпка, шляпка,
  • Ножка, ножка, ножка.
  • Вот и гриб Антошка.

Дети представляют шляпку гриба и медленно обводят её глазами, не поворачивая головы, по часовой стрелке. Затем те же движения с воображаемой ножкой гриба. Повторяют все движения против часовой стрелки.

  1. 19. «Снежинка»
  2. (коррекция зрения)
  3. Мы снежинку увидали, со снежинкою играли.
  4. Берут снежинку на палочке, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке.
  5. Снежинки вправо полетели,
  6. Глазки вправо посмотрели.
  7. Медленно отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой, не поворачивая головы.
  8. Снежинки влево полетели,
  9. Глазки влево посмотрели.
  10. Движения глазами влево.
  11. Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.
  12. Поднимают руку вверх и опускают вниз, медленно следя глазами за снежинкой; затем приседают, опустив снежинку на пол.
  13. Глазки закрываем, глазки отдыхают.
  14. Закрывают глаза ладонями.
  15. 20. «Солнышко и тучки»
  16. (профилактика нарушений зрения)

При выполнении упражнения использовать зрительные метки. Это могут быть картинки тучек, расположенных по углам квадрата стены («неба»), или воображаемые тучки.

Тучки по небу ходили,

Красно солнышко дразнили.

Не поворачивая головы, дети медленно переводят взор с одной тучки на другую по направлению, указанному педагогом – можно пронумеровать тучки или поставить указатели-стрелки и т.п.

  • А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем.
  • Переводят взор на солнышко в середину «неба» и отдыхают.
  • Солнышко услыхало, красное поскакало.

Обводят глазами большой круг по часовой, потом против часовой стрелки. Педагог может пустить солнечный зайчик по «небу», а дети будут прослеживать взглядом его движение.

  1. По возможности это может быть и электронная физкультминутка для глаз.
  2. 21. «Глазки»
  3. (снятие зрительного напряжения)
  4. Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.
  5. Глазки влево, глазки вправо,
  6. Вверх и вниз, и всё сначала.
  7. Быстро, быстро поморгай –
  8. Отдых глазкам своим дай!
  9. Чтобы зоркими нам быть –
  10. Нужно глазками крутить.
  11. Вращать глазами по кругу.
  12. Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.
  13. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
  14. 22. «Пальминг» (оптическое голодание) –
  15. (расслабление мышц глаз)
  16. Глазки ладошками закрылись
  17. И в пещере очутились.
  18. Раз-два-три, ничего не видим мы…

Опершись о стол локтями, мягко прикрыть глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета. Расслабиться.

  • 23. «Пальчик»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Пальчик к носу поднесём,
  • Медленно поднести указательный палец к носу, не сводя с него глаз.
  • А потом отведём.
  • Отвести палец подальше на вытянутую руку, следя взглядом.
  • Поморгаем, помолчим и опять всё повторим.
  • Поморгать глазами и повторить всё сначала.
  • 24. «Айболит»
  • (профилактика зрительного утомления)

Дети «путешествуют» по офтальмотренажёру. По кругу расположены зрительные метки – герои известной сказки, а в середине круга под деревом сидит Айболит.

  1. Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.
  2. Фиксируют взгляд на докторе Айболите.
  3. Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица,
  4. И жучок, и червячок, и медведица
  5. Дети обводят их глазами по часовой и против часовой стрелки и «отправляют лечиться» к доктору.
  6. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!
  7. Поморгать глазами и расслабиться.
  8. 25. «Дворник»
  9. (снятие усталости с мышц глаз)
  10. Вы, метёлки, метите, метите,
  11. И усталость сметите, сметите,
  12. И усталость сметите, сметите,
  13. Глазки нам хорошо освежите.
  14. Выполнять частое моргание без напряжения глаз с небольшой паузой в середине текста.
  15. 26. «Шофёр»
  16. (снятие зрительного напряжения)
  17. Качу, лечу во весь опор.
  18. Медленное движение глазами по кругу по часовой стрелке, не поворачивая головы.
  19. Я сам – шофёр и сам – мотор.
  20. То же против часовой стрелки.
  21. Нажимаю на педаль,
  22. Указательный палец подносим к носу и послеживаем за ним взглядом.
  23. И машина мчится вдаль.
  24. Отводим палец далеко вперёд и переводим взгляд на дальнюю точку.
  25. 27. «Самолёт»
  26. (укрепление глазных мышц)
  27. Использовать зрительный тренажёр – самолётик на деревянной палочке.
  28. Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.
  29. Перевод взгляда с ближайшей точки на дальнюю.
  30. Правое крыло отвёл, посмотрел.
  31. Движение глазами вправо, не поворачивая головы.
  32. Левое крыло отвёл, поглядел.
  33. То же влево.
  34. Я мотор завожу и внимательно гляжу.
  35. Движение взглядом по кругу.
  36. Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу.
  37. Движение взглядом вверх – вниз.
  38. 28. «Вертолёт»
  39. (нормализация тонуса глазных мышц)
  40. Вот отправился в полёт
  41. Наш чудесный вертолёт.
  42. Медленно поднимать глаза высоко вверх и фиксировать взгляд на «вертолёте».
  43. Быстро крыльями кружит,
  44. И жужжит, жужжит, жужжит.
  45. Вращать глазами по кругу, не поворачивая головы, по часовой и против часовой стрелки.
  46. Ж-ж-ж-ж…
  47. Зажмурить глаза.
Читайте также:  Дальнозоркость и близорукость

Гимнастика для глаз. Детям и взрослым

Большинство людей не уделяют зрению должного внимания, а зря.

В настоящее время проблемы со зрением у детей возникают не только из-за наследственности, врожденных заболеваний, но и образа жизни, а именно перегрузки зрения гаджетами и другой зрительной нагрузки.

Уже с детского сада необходимо внимательно относиться к здоровью глаз. Научить следить за своим здоровьем и постепенно ввести это в привычку малыша должен взрослый.

Профилактика заболеваний глаз

  • контроль за временем использования различных гаджетов;
  • гимнастика для глаз;
  • достаточная освещенность в помещении;
  • игры на свежем воздухе;
  • здоровое питание.

Гимнастика для глаз

Гимнастика помогает снять напряжение, усталость с глазных мышц, улучшает кровообращение. Выполнять 2-3 раза в день, не более 10 минут. Каждое упражнение повторяем 2-3 раза (постепенно переходя к 8 повторений).

Придерживаемся правила от простого к сложному. Проводятся в положении сидя, при необходимости (например,дошкольникам) можно сочетать с игровой формой (стихи, песенки) или подвижными играми. Это ещё и поможет увлечь ребёнка.

Вообще проведите с ребёнком любого возраста зачем вообще необходима данная гимнастика.

  • Для некоторых упражнений есть противопоказания, поэтому если у ребёнка есть проблемы со зрением, лучше проконсультироваться со специалистом, прежде чем выполнять такую гимнастику.
  • В настоящее время известно много методик, но мы рассмотрим простые и понятные упражнения, при этом эффективные, которые подойдут для профилактики.
  • Можно использовать различные формы проведения гимнастики для глаз:
  • — в стихотворной форме.
  • Подойдет для самых маленьких.

— использовать схемы для выполнения некоторых из упражнений.

1 «Жмурки»

Сильно зажмуриваем глаза на 3-4 секунды, далее открываем на то же время. Не спешить, иначе не будет никакого положительного эффекта, скорее наоборот мышцы глаз устанут еще больше.

Быстро моргаем, но не напрягаясь. Упражнение выполняем примерно секунд 10 (постепенно доходя до 1 минуты). В перерывах можно чередовать открытые и закрытые глаза.

3. «Светофор»

Закрываем правый глаз и изображаем мигание светофора левым глазом. Затем меняем. Упражнение развивает еще и внимание и координацию.

4. «Маятник»

Смотрим на лево, затем переводим взгляд на право, далее наоборот и т.д. Упражнение выполняется в медленном темпе, голова должна быть неподвижна. Можно добавить этому упражнению яркую игрушку, за движение которой необходимо наблюдать.

  1. 5. «Пол — потолок»
  2. Аналогичное упражнение, но смотрим вверх-вниз.
  3. 6.»Гляделки»

Упражнение выполняется вдвоём. Необходимо сесть друг напротив друга и смотреть в глаза. Кто первый моргнул, тот проиграл.

7. «Отдых»

Закрываем глаза, про себя считаем до 15. Открываем глаза и так несколько повторений.

8 «Приближение»

Правую руку вытягиваем вперед, в руке яркая игрушка или любой небольшой яркий предмет. Смотрим на него внимательно, двигаем его к кончику носа и обратно. Упражнение выполняем в медленном темпе, когда предмет становится ярким пятном, то прекращаем упражнение. После отдыха ещё несколько повторений.

9 «Часы»

Имитирует глазами ход часовой стрелки, а затем делаем движения глазами против часовой стрелки. Упражнение выполняется в медленном темпе, голова неподвижна.

10. «Крестики»

Рисуем глазами крестик. Сначала в одной последовательности (с левого нижнего угла в правый верхний- с левого верхнего угла в правый нижний), затем в противоположной. Темп медленный, голова неподвижна.

11. «Далеко-близко»

Лучше выполнять это упражнение перед окном или на улице. Смотрим на предмет находящийся вдалеке. Рассматриваем его примерно 10 секунд. Далее смотрим на предмет находящийся примерно 30 см от глаз, смотрим на него также примерно 10 секунд.

12. «Массаж век»

Легонько массируем верхнее веко от внутреннего края к наружному. Нижнее веко наоборот. Массаж проводится не более 60 секунд.

13. «Восьмёрочки»

Глазами рисуем цифру 8 (или используем специальный плакат).

14 «Найди вещь»

Просим ребёнка, найди взглядом, какую либо вещь.

Гимнастические упражнения для глаз помогут детям в любом возрасте и даже взрослым расслабить мышцы глаз, улучшить в них кровоснабжение, тем самым уменьшить риск развития заболевания. Но при условии регулярного выполнения.

Упражнения можно использовать выборочно или в комплексе. Подойдут как элементы в физкультминутках в процессе обучающих занятий в дома, детском саду и школе.

  • Вам может быть интересно:
  • — 5 причин необходимости наличия в доме массажного коврика и 5 оригинальных идей для изготовления его своими руками.
  • — Внимание, опасные игрушки!
  • — Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Детская гимнастика для глаз и упражнения для улучшения зрения

В течение первых десяти лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

  • Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.
  • Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
  • Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. Сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и перенапрягаться, адаптируясь к свету.

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз

Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил. Упражнения для детских глазок следует выполнять в течение 7-8 минут до и после занятий или работы за компьютером. Упражнения для расслабления глаз будут даны ниже.

Пальминг

Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу (хорошо, если вы сможете сесть на пятки на гимнастическом коврике, но можно сесть и на стул). Выпрямите позвоночник.

На вдохе медленно поверните глаза вправо («до упора», но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево. Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение.

На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение. Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла.

После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла.

  1. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения и плечами достаточно быстро. Повторите упражнения 10 раз.
  2. То же, что и в упр.1, но в обратном направлении. Поднимите плечи как можно выше и отведите назад, затем переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз.
  4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-6 раз в одном направлении и 5-6 раз в другом.
  5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты 5-6- раз в медленном темпе.

Повторяйте все упражнения регулярно, лучше по утрам!

Оценка статьи: 4.6/5 (101 оценок)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]